по направлениям деятельности
Дмитрий Чернышенко: «К 2030 году проект «Профессионалитет» охватит 100% профессиональных образовательных организаций»
Трансформацию системы профессионального образования России обсудили участники Петербургского международного экономического форума. Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрий Чернышенко выступил на сессии «Рейтинг успеха: инвестиции в профессионалов будущего» и рассказал о роли федерального проекта «Профессионалитет» – одной из 42 инициатив Правительства по социально-экономическому развитию России.
Вице-премьер отметил, что получение среднего профессионального образования в стране стало престижным и востребованным. Так, сегодня систему СПО как старт карьерного пути выбирают более 60% выпускников 9-х классов. В России порядка 3,5 тыс. организаций реализуют данную программу обучения, объединяющую более 3,7 млн студентов, их наставниками являются свыше 200 тыс. педагогов.
«Президент России Владимир Путин поручил к 2028 году подготовить один миллион специалистов и квалифицированных рабочих. Это необходимо для обеспечения безопасности и конкурентоспособности России в ключевых отраслях экономики. Одним из инструментов решения этой задачи стал федпроект «Профессионалитет», который стартовал в 2022 году. В его основу заложен отраслевой подход, а образовательные программы ориентированы на выпуск специалистов, которые востребованы и сразу готовы к полноценной работе. Кластеры «Профессионалитета» объединили колледжи, предприятия и региональную власть – индустриальные партнеры получили возможность делать конкретный запрос на кадры. Так, совместно с отраслью формируются новые стандарты практико-ориентированного обучения. Для объединения усилий в рамках конкретной отрасли формируются отраслевые ассоциации – такие объединения уже созданы по всем 24 отраслям, готовящим кадры в «Профессионалитете», – сказал Дмитрий Чернышенко.
Он добавил, что к 1 сентября в 79 регионах России количество таких кластеров достигнет 370, а общее число партнеров проекта превысит 1,6 тыс. предприятий.
В рамках географического расширения «Профессионалитета» есть и уникальные практики: например, в прошлом году 20 колледжей Москвы присоединились к проекту и выстраивают успешную региональную отраслевую модель подготовки кадров. В 2024 году участниками «Профессионалитета» станут еще 31 московский колледж и два вуза. Таким образом, в Москве будет запущено самое большое количество кластеров – 55.
Говоря об успешных практиках, вице-премьер выделил регионы-лидеры, где не только создано самое большое количество кластеров, но и обеспечивается высокое качество профессионального образования. Это Кемеровская, Челябинская, Оренбургская области, Республика Татарстан, Свердловская и Нижегородская области.
«Уже к 2026 году в проекте будут участвовать все 89 субъектов России, к 2030-му проект охватит 100% профессиональных образовательных организаций, а его партнерами станут не менее 4 тыс. предприятий. Буквально на днях на заседании Совета по стратегическому развитию и нацпроектам Президент поддержал предложение по интеграции федпроекта «Профессионалитет» в нацпроект «Молодежь и дети». Вместе с другими комплексными проектами это позволит сформировать единую экосистему становления и профессионального развития нашей молодежи», – подчеркнул заместитель Председателя Правительства Российской Федерации.
Он сообщил, что в рамках проекта «Профессионалитет» применяется новый подход к оснащению колледжей. Так, например, инфраструктура кластера формируется во взаимодействии с отраслевыми предприятиями. Еще одна особенность инициативы заключается в пристальном внимании к подготовке и повышению квалификации педагогов и мастеров производственного обучения. В 2023 году новые стандарты освоили более 8,5 тыс. педагогических работников и методистов. В текущем году планируется обучить еще более 9 тыс. преподавателей.
Вице-премьер отметил, что для дальнейшего развития проекта необходимо обеспечить его тесную связь с другими федеральными программами в сфере образования. Это позволит создать синергетический эффект для экономики от использования государственных инструментов поддержки, а также сформировать единое образовательное пространство и создать систему непрерывного образования.
Дмитрий Чернышенко также подчеркнул, что оптимальным решением выглядит организация сотрудничества и взаимодействия кластеров «Профессионалитета» с профильными передовыми инженерными школами (ПИШ). Правительством уже поддержана программа развития 50 инженерных школ, а по решению Президента к 2030 году она будет масштабирована до 100 ПИШ. Оба проекта направлены на достижение технологического лидерства и независимости по ключевым направлениям устойчивого развития российской экономики.
Подробнее о трансформации системы специального профобразования в ходе реализации проекта «Профессионалитет» рассказал заместитель Министра просвещения Российской Федерации Денис Грибов. Первым этапом в этом процессе стал комплексный анализ состояния системы СПО в регионах.
«На основе проведенного анализа для каждой образовательной организации определена приоритетная отрасль подготовки кадров, соответствующая программам социально-экономического развития субъекта РФ, и подобраны партнеры-работодатели в соответствующих отраслях. Сегодня система СПО способна гибко реагировать на социально-экономические изменения и обеспечивает подготовку кадров именно под запросы работодателей. Контрольные цифры приема формируются исходя из запроса региональной экономики, перераспределение идет в пользу технических специальностей для обеспечения кадрами приоритетных отраслей экономики», – отметил Денис Грибов.
Сопредседатель Партнерского совета Министерства просвещения Российской Федерации и работодателей, член Общественного совета Минпросвещения России Андрей Комаров рассказал, что проект «Профессионалитет» реализуется уже третий год и бизнес-сообщество принимает в нем активное и деятельное участие.
«Профессионалитет» стал успешным пилотом практико-ориентированной модели обучения для всей системы образования нашей страны. В основе успеха проекта – компетентностная карта будущего специалиста, которую сформировал бизнес совместно с системой СПО. Благодаря такой карте, то есть сборке знаний, умений и навыков, работодатель получает абсолютно подготовленного специалиста. Мы считаем, такой подход может быть успешен и на других уровнях образования», – прокомментировал он.
Первый заместитель генерального директора президентской платформы «Россия – страна возможностей» Алексей Агафонов информировал, что в Мастерской управления «Сенеж» совместно с Минпросвещения России реализуется программа повышения квалификации региональных управленческих команд проекта «Профессионалитет». Он отметил, что у Мастерской есть большой опыт реализации программ для управленцев и молодежного актива.
«Ключевая задача программы – создать среду, в которой все участники смогут договориться, услышать и учесть интересы друг друга, найти единомышленников и перейти в созидательную деятельность. Чтобы такой диалог стал возможен, важно, чтобы между управленцами сформировался высокий уровень взаимопонимания и доверия. Совместное обучение – это как раз тот общий позитивный опыт, который объединяет всех, кто принимает решение о развитии кластеров», – сообщил Алексей Агафонов.
В дискуссии также приняли участие заместитель Министра науки и высшего образования Ольга Петрова, первый заместитель Министра промышленности и торговли Василий Осьмаков, заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам социального развития Анастасия Ракова, генеральный директор Группы компаний «Просвещение» Наталья Третьяк, а также представители бизнеса и профильных сообществ. Модератором сессии выступила София Малявина, генеральный директор АНО «Национальные приоритеты».
Фото — Минпросвещения России
Проекты
-
Телефоны горячих линий
по направлениям деятельностиУзнать больше -
Поддержка
Российской АрмииУзнать больше -
Обеспечение
горячим питаниемУзнать больше -
Социальные опросы граждан региона
по вопросам образованияУзнать больше -
Жалоба на решение
контрольных органовУзнать больше -
Горячая линия в системе СПОУзнать больше
-
Горячая линияУзнать больше
-
«Горячая линия»
по вопросам оплаты труда педагогических работниковУзнать больше -
Без срока давностиУзнать больше
-
Профилактика
коронавирусной инфекцииУзнать больше -
Банк вакансийУзнать больше
-
Мой любимый учительУзнать больше