Министерство
образования
и науки

курской
области
148
+ 36 создано
в 2023 году
центров образования
"Точка роста"

Общее образование

В 2023-2024 учебном году в отрасли функционируют 334 дошкольных образовательных организаций с количеством воспитанников 34194 и количеством педагогических работников 3670 человек, 455 общеобразовательных организаций с количеством обучающихся 121889 и количеством педагогических работников 13286 человек, в том числе 17 интернатов (http://www.iso46.ru – информационно-поисковый портал системы образования Курской области).

Создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в общеобразовательную организацию, обеспечивающего ребёнку и его родителям (законным представителям) равные, качественные условия дошкольного образования (ДО), вне зависимости от места проживания, обеспечивает Федеральная образовательная программа дошкольного образования (ФОП ДО). Утверждена приказом Министерства просвещения РФ от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования».

ФОП ДО определяет единые для Российской Федерации базовые объем и содержание ДО, осваиваемые обучающимися в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (далее — ДОО), и планируемые результаты освоения образовательной программы. Федеральная программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО).

ФГОС ДО и ФОП ДО являются основой для самостоятельной разработки и утверждения дошкольной образовательной организацией образовательных программ дошкольного образования.

В целях обеспечения единства образовательного пространства Российской Федерации, идентичности содержания образовательных программ начального общего и основного общего образования, возможности формирования образовательных программ различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся, включая одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья, приказами Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 года № 286 и № 287 утверждены обновленные Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего и основного общего образования, а приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732 внесены изменения в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования.

В 2023/24 учебном году обучающиеся 1-2, 5-6 и 10 классов обучаются по обновленным ФГОС соответствующего уровня образования. Обучающиеся 3 – 4 классов, 7 – 9 и 11 классов продолжают обучение по ФГОС второго поколения (2010 года).

Вместе с тем, с 1 сентября 2023 года все школы области перешли на реализацию федеральной основной общеобразовательной программы (ФООП). Переход на ФООП означает введение единых учебных программ и стандартов в школьном образовании и позволяет обеспечить единые подходы к формированию единого образовательного пространства.

На портале «Единое содержание общего образования» размещен конструктор рабочих программ, который представляет собой инструмент, позволяющий разрабатывать программы по различным предметам и для различных уровней образования, структурировать и организовать учебный процесс, определять цели и задачи обучения, выбирать необходимые учебные материалы и методы обучения. Шаблоны рабочих программ конструктора соответствуют ФООП и предназначен для создания рабочих программ в рамках ФГОС. Использование конструктора рабочих программ позволяет снизить нагрузку на учителя и предоставляет возможность использования готовых рабочих программ.

В целях осуществления мониторинга уровня подготовки обучающихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами Управлением обеспечивается проведение Всероссийских проверочных работ (ВПР), Национальных исследований качества образования (НИКО), организация и проведение государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в регионе, в том числе с применением новых технологий (http://www.ege46.ru — официальный портал информационной поддержки ЕГЭ и ГИА-9 в Курской области). Ежегодно государственная итоговая аттестация проходит в соответствии с федеральными и региональными нормативными документами в штатном режиме без технологических сбоев.

ОГБУ ДПО «Курский институт развития образования» являясь организацией, прошедшей отбор и включенной в перечень организаций, осуществляющих научно-методическое и методическое обеспечение образовательной деятельности по реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования, в соответствии с приказом Минпросвещения России от 28.02.2022 № 96 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих научно-методическое и методическое обеспечение образовательной деятельности по реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования», обеспечивает научно-методическое сопровождение педработников. На основании лицензионного договора с Академией Минпросвещения РФ о предоставлении права использования ДПП ПК и обучающего контента, педагоги образовательных организаций проходят обучение по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации «Реализация требований обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО в работе учителя», «Реализация требований обновленных ФГОС СОО в работе учителя» и по дополнительным профессиональным программам повышение квалификации, разработанным профессорско-преподавательским составом ОГБУ ДПО КИРО.

Благодаря федеральному проекту «Современная школа» национального проекта «Образование», с 2021 года функционирует региональный ресурсный сетевой консультационный Центр помощи родителям «Позитив», реализующий модель на базе ОГБУ ДПО КИРО и двух образовательных организациях: МБДОУ «Центра развития ребенка – детский сад № 103» г. Курска и МБОУ «Ушаковская средняя общеобразовательная школа» п. Камыши, Курского района.

Целью данного проекта является оказание услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей. Консультации родителям оказываются бесплатно. Центр «Позитив» является необособленным структурным подразделением ОГБУ ДПО КИРО имеющим в своем штате консультантов (специалистов узкого профиля).

Работа центра «Позитив» строится на основе обращений родителей (законных представителей), поэтому межведомственное взаимодействие позволяет увеличить охват целевой группы, получающей бесплатную психолого-педагогическую, методическую и консультативную помощь. Кроме того, расширение спектра услуг для родителей в пунктах временного размещения позволяет снизить последствия кризисного состояния получателей услуг. Для записи на консультацию необходимо заполнить бланк обращения на сайте, позвонить по номеру +79100510251 или на электронный адрес. Далее сотрудники центра назначают дату консультации.

Практика межведомственного взаимодействия центра «Позитив» с социальными партнерами обеспечивает пропаганду позитивного и ответственного родительства. Данный проект стал лауреатом Всероссийского конкурса лучших практик консультирования родительского сообщества в 2023 году в номинации: «Лучшая практика психолого-педагогического консультирования».

В рамках регионального проекта «Профессиональная траектория» Стратегии развития образования в Курской области на период до 2030 года создан маршрут личностного профессионального самоопределения курянина от детского сада до трудоустройства, который направлен на формирование единой среды профессионального самоопределения с учетом кадровых потребностей Курской области.

Для построения индивидуальной профессиональной траектории на уровне дошкольного образования созданы площадки ранней профориентации «Профиград». Основная идея «Профиграда» — в игровой форме предоставить возможность детям дошкольного возраста совершить разнообразные профессиональные пробы, выявить интересы, способности, склонности для удовлетворения познавательных потребностей и расширения кругозора в мире профессий (прежде всего, востребованных в регионе), а также формировать умения, трудовые навыки, соответствующих возрасту.

С 1 сентября 2023 г. во всех образовательных организациях Курской области внедрена Единая модель профессиональной ориентации – профориентационный минимум. «Профориентационный минимум» — универсальный набор инструментов для проведения мероприятий по профориентации. Целевая аудитория – обучающиеся 6-11 классов общеобразовательных организаций, включая обучающихся с ОВЗ и инвалидностью; родители и педагоги; представители систем СПО и ВО; организации-работодатели региона.

В рамках проекта «Профессиональная траектория» центральным звеном является создание профильных предпрофессиональных классов. На базе 8-9 классов создаются профессионально-образовательные кластеры в формате «школа – колледж, техникум — работодатель» «Предпрофессионарий»: педагогический; агрокласс; строительные классы; IT-класс; инженерный; горно-металлургический; медицинский; класс Веб-дизайна. На сегодняшний день уже создано 152 класса. На базе 10-11 классов создаются профессионально-образовательные кластеры в формате «школа-ВО-работодатель» «Предуниверсарий» В этом году открыты 146 таких класса.

В основе обучения в предпрофессиональных классах лежит принцип интеграции школьных ресурсов, образовательных организаций СПО, высшего образования и работодателей. Их комплексное взаимодействие позволит обеспечить эффективную образовательную, внеурочную деятельность и подготовку квалифицированных молодых кадров.

Для эффективной профориентационной работы построена управленческая модель. На базе Курского института развития образования создан областной центр профориентации и 7 территориальных центров — на базе профессиональных образовательных организаций. Они обеспечивают реализацию проекта «Профессиональная траектория» и профориентационного минимума.

С 2019 года Курская область принимает активное участие в проекте ранней профориентации школьников «Билет в будущее», который реализуется в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».

В регионе идет развитие системы предпрофильной подготовки в системе общего образования. В 2023-2024 учебном году в общеобразовательных организациях Курской области созданы предпрофессиональные классы. На базе 8-9 классов профессионально-образовательные кластеры в формате «школа — СПО — работодатель» (строительные классы (2); IT-класс (19); инженерный (16); горно-металлургический (3); медицинский (13); класс Веб-дизайна (8), агрокласс (56), психолого — педагогический (30) и на базе 10-11 классов в формате «школа-ОВО-работодатель» (психолого- педагогический (64); агрокласс (31); инженерный (18); медицинский (24), IT-класс (9). Всего — 298 предпрофессиональных классов.

Создание предпрофессиональных позволяет обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, определиться школьникам с выбором будущей профессии, подготовить выпускников к освоению программ среднего профессионального и высшего профессионального образования. Обучение в предпрофессиональных классах дает школьникам преференции в виде дополнительных баллов при поступлении в вузы и колледжи, а также получение первой профессии вместе с аттестатом.

Особое внимание уделяется созданию и развитию сети психолого-педагогических классов, региональным координатором определен ОГБУ ДПО «Курский институт развития образования».

Курский государственный университет и Министерство образования и науки Курской области заключили Соглашение о сотрудничестве по развитию сети профильных психолого-педагогических классов (групп). Для поддержки выпускников психолого-педагогических классов Курской области разработана система учета индивидуальных достижений при поступлении в Курский государственный университет.

В Курской области работа по выявлению, сопровождению и поддержке одаренных детей является одной из приоритетных. Сформировано эффективное образовательное пространство, системообразующим элементом которого является региональный центр выявления и поддержки одаренных детей «УСПЕХ».

Региональный центр выявления и поддержки одаренных детей «УСПЕХ» создан на основании постановления Администрации Курской области от 29 октября 2018 №853-па «О реализации мероприятий по созданию и функционированию регионального Центра выявления и поддержки одаренных детей» во исполнение поручений Президента Российской Федерации  в соответствии с федеральным проектом «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» как структурное подразделение ОБОУ «Лицей-интернат № 1» г. Курска. Соглашение, положившее начало созданию Центра было подписано Губернатором Курской области Роман Старовойтом и руководителем Фонда «Талант и успех» Еленой Шмелевой в 2019 году.

Система выявления, сопровождения и поддержки одаренных детей в регионе формируется в соответствии с приоритетом «Развитие способностей и талантов, сопровождение профессионального самоопределения» Стратегии развития образования в Курской области до 2030 года. Мероприятия областного проекта «Шаги к успеху» предусматривают увеличение охвата обучающихся системой дополнительного образования с учетом их образовательных потребностей; рост достижений курян, включенных в Государственный информационной ресурс о лицах, проявивших выдающиеся способности; развитие мер поддержки курян, проявивших выдающиеся способности. Что предполагает охват на этапе выявления 100% обучающихся, сопровождения – 65%, поддержки – 5%.

Центр «УСПЕХ» осуществляет образовательную деятельности по программам дополнительного образования по направлениям «наука», «искусство», «спорт». Инфраструктура Центра представляет собой кластер из 16 современных кабинетов и лабораторий, оборудованных высокотехнологичными комплектами техники. Виртуальный тур: http://uspeh-cod46.ru/pono360.html

Имеется тренажерный и спортивный залы, на прилегающей территории установлена многофункциональная спортивная площадка и комплекс уличных тренажеров. Оборудованы медиа студия, хореографический зал, две коворкинг зоны.  Воспитанники, находящиеся на круглосуточном пребывании, проживают в кампусе с комфортными 4-х местными спальнями.

С Центром сотрудничают ведущие педагоги города Курска, из них более 100 из числа профессорско-преподавательского состава вузов, более 20 ведущих учителей города Курска. Все педагоги прошли обучение по программам и методикам работы с одаренными детьми, в том числе в ФГБОУ «Российская академия образования» и Образовательном центре «Сириус».

Активно используется образовательный потенциал 138 организаций–партнеров. В их числе образовательные организации, организации культуры, спорта, некоммерческие молодежные организации, предприятия реального сектора экономики, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования муниципальных районов и городских округов Курской области, региональные центры одаренных детей смежных регионов. Совместно с партнерами было проведено более 250 мероприятий.

Центр обеспечивает доступность, вариативность и многоуровневость дополнительного образования, реализуя программы в очной форме и с применением дистанционных образовательных технологий, на регулярной (круглогодичной) основе и в формате профильных смен и образовательных интенсивов. С 2023 года в практику Центр «УСПЕХ» введены узкопрофильные смены, в рамках которых осуществлялось обучение по группе смежных программ дополнительного образования, которые дополняются профориентационными и познавательными мероприятиями.

В учебном плане Центра имеются как программы для выявления одаренных обучающихся, так и для одаренных и высокомотивированных детей, зачисление на которые осуществляется на основании конкурсного отбора. С 2019 года в Центре «УСПЕХ» прошли обучение более 21,5 тысячи детей в возрасте от 12 до 17 лет, в том числе очном формате более 5 тысяч, с применением дистанционных технологий более 16,5 тысяч обучающихся.

Только за 2023 год Центр «УСПЕХ» провел 10 профильных смен и 13 краткосрочных интенсивов различной направленности, в рамках которых прошло обучение около 5 тысяч школьников, из них более 1,3 тысячи в очной форме и более 3,5 тысячи с применением дистанционных образовательных технологий. По 26 регулярным программам прошло обучение 539 школьников.

В приоритете работы программы проектной и исследовательской деятельности. Педагоги обеспечивают возможность обучающимся проявить свою таланты и способности на различных олимпиадах, соревнованиях, смотрах, конкурсах. Обучающиеся Центра «УСПЕХ» в числе победителей и призеров таких престижных конкурсов, как  Всероссийская олимпиада инженерных команд по 3D-технологиям, Национальная технологическая олимпиада, Чемпионат воздушно-инженерной школы, Всероссийского конкурса научно-технологических проектов «Большие вызовы», Всероссийского конкурса «Космострой», Всероссийского образовательного проекта «Дежурный по планете».

Отдельным направлением образовательной деятельности является подготовка обучающихся к участию во Всероссийской олимпиаде школьников. Реализуются круглогодичные программы олимпиадной подготовки цикла «Шаг в науку» по 21 школьному предмету. Обучение осуществляется в партнерстве с ФГБОУ ВО «Курский государственный университет», ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет», ФГБОУ ВО «Курский государственный аграрный университет имени профессора И.И. Иванова ГАУ», ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет». Выстроена система педагогического наставничества по модели: педагоги вузов – педагоги Центра «УСПЕХ» – педагоги общеобразовательных организаций – обучающиеся с выраженной предметной одаренностью.

Ежегодно растет количество конкурсных и олимпиадах мероприятий, организуемых Центром из числа мероприятий перечня Министерства просвещения России: региональные этапы всероссийской олимпиады школьников, областной олимпиады школьников, Всероссийская акция «Я – Гражданин России»,  Всероссийский конкурс научно-технологических проектов «Большие вызовы»  Международной олимпиады Союзного государства «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность»  Российской психолого-педагогической олимпиады школьников им. К.Д. Ушинского, Всероссийской образовательная инициатива «Сириус.Лето: начни свой проект».

В целях выстраивания системной работы со всеми органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования муниципальных районов в городских округов Курской области, были заключены соглашения о сотрудничестве; созданы муниципальные центры одаренных детей; сформированы муниципальные перечни олимпиадных и конкурсных мероприятий; ведутся муниципальные реестры одаренных детей; разработан и точечно внедряется регламент психолога-педагогического сопровождения одаренных детей;  реализуются программы дополнительного образования в форме сетевого взаимодействия  по модели Центр «УСПЕХ» — Центры образования «Точка роста»; реализуется образовательный проект «Целевая модель математического образования».

Центр «УСПЕХ» является региональным оператором Государственного информационного ресурса о лицах, проявивших выдающиеся способности, и Регионального реестра одаренных детей. Формирует ежегодно утверждаемый Министерством образования и науки Курской области региональный перечень олимпиадных и конкурсных мероприятий. Ежегодно формирует проект распоряжения Губернатора Курской области о назначении именных х стипендий Губернатора Курской области на очередной учебный год и награждении денежными премиями Губернатора Курской области. Организует ежегодные встречи Губернатора Курской области с одаренными детьми. Именные стипендии Губернатора Курской области по итогам 2022-2023 учебного года назначены 51 школьнику, еще 361 обучающийся получил денежные премии.

Итогом системной работы по формированию региональной системы по работе с одаренными детьми является увеличение количества курских школьников, достижения которых внесены в ГИР. По состоянию на 25 декабря 2023 года в ГИР внесены 9190 достижений, которые принадлежат 4963 обучающимся Курской области.

Обеспечение равного доступа детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и с инвалидностью к качественному образованию, максимально возможное введение их в социум, активизация ресурсов развития, преодоление трудностей в обучении, создание индивидуальной образовательной траектории – приоритетное направление развития системы образования Курской области.

В структуре образования региона созданы вариативные условия для воспитания и обучения детей с ОВЗ и с инвалидностью. Возможен выбор предлагаемых форматов обучения. Наряду с развитием образовательных организаций, в которых реализуется формат инклюзивного образования, сохранена и развивается сеть отдельных общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность исключительно по адаптированным общеобразовательным программам. Возможны организация обучения в отдельных классах для детей с ОВЗ, на дому, семейное обучение, обучение с использованием технологий, позволяющих обеспечивать взаимодействие обучающихся и педагогических работников опосредованно (на расстоянии), в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

В Курской области при поддержке развития инклюзивности организаций общего, дополнительного, профессионального образования, профессионального обучения обеспечено сохранение и развитие сети отдельных общеобразовательных организаций для детей с ОВЗ.

В числе подведомственных комитету образования и науки Курской области 10 школ-интернатов для детей с ОВЗ и 3 школы для детей с ОВЗ. Образовательная деятельность осуществляется по адаптированным основным общеобразовательным программам.

Адаптированные основные общеобразовательные программы разрабатываются образовательными организациями в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и на основании федеральных адаптированных основных общеобразовательных программ – образовательной программы начального общего образования, основного общего образования и федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

С целью оказания психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям, консультативной поддержки родителям (законным представителям) и педагогическим работникам образовательных организаций региона функционирует Областное казенное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Курский областной центр психолого-педагогического, медицинского и социального сопровождения» (далее – ОКУ ЦППМСП). Учреждение лицензировано на осуществление образовательной и медицинской деятельности. Структура Центра включает 2 подразделения, 7 отделений, 2 региональных ресурсно-методических центра, 3 отдела по обеспечению и координации, Центральную и 6 территориальных ПМПК, территориальное отделение в Горшеченском районе Курской области.

Основные направления деятельности ОКУ ЦППМСП представлены на официальном сайте учреждения:
— психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК),
— психолого-педагогическое консультирование,
— лечебно-профилактическая и медико-реабилитационная помощь,
— комплексная ранняя помощь детям с рождения до 3 лет,
— содействие образовательным организациям в вопросах обучения и оказания психолого-педагогической помощи при реализации ИПРА детей-инвалидов,
информирование и консультативная помощь родителям (законным представителям),
— психологическая помощь и обеспечение деятельности региональной психологической службы,
— координация научно-методического обеспечения инклюзивного образования в Курской области,
— реализация федеральных социальных проектов,
— методическое сопровождение специалистов,
— участие в разработке и реализации Стратегии развития образования в Курской области на период до 2030 года.

В работу учреждения внедрена интегрированная информационная система: «Сайт – локальная сеть – электронная регистратура», разработана региональная информационная система «Помощь», которая оснащена собственной поисковой системой, содержащей большой объем уникальной информации по всем направлениям деятельности ОКУ ЦППМСП, включает разветвленную систему навигации и разнообразные интерактивные сервисы, что позволяет каждому пользователю оперативно найти нужные данные по тематике работы Центра.

В образовательных организациях, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с РАС, созданы специальные условия: организованы зонированное логистическое пространство, элементы ресурсного класса; функционируют сенсорные комнаты, лекотеки, залы для занятий АФК, кабинеты учителей – логопедов, учителей – дефектологов, педагогов – психологов. Педагогически работники образовательных организаций Курской области регулярно проходят курсы повышения квалификации по вопросам комплексного сопровождения детей с РАС, принимают участие в стажировках, семинарах, обучающих мероприятиях различного уровня по вопросам обучения детей с РАС.

На базе ОКОУ «Курская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья «Ступени» функционирует региональная стажировочная площадка по комплексному сопровождению детей с РАС.

На базе ОКОУ «Курская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья» создан ресурсный центр, оказывающий информационно-консультативную,  организационно-методическую поддержку участникам образовательных отношений по вопросам психолого-педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями слуха, в том числе после операции кохлеарной имплантации.

В регионе реализуется Региональный межведомственный комплексный план по развитию инклюзивного общего и дополнительного образования, детского отдыха, созданию специальных условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и/или инвалидностью до 2030 года, разработаны нормативные документы, регламентирующие вопросы межведомственного взаимодействия по вопросам реабилитации или абилитации инвалидов, детей-инвалидов и порядок реализации мероприятий по психолого-педагогической реабилитации или абилитации инвалидов, детей-инвалидов в регионе.

Особое внимание в Курской области уделяется реализации права на образование детей-инвалидов, проживающих в детских домах-интернатах, центрах, системы социальной защиты (далее – ДДИ). 100 % детей-инвалидов и 100 % граждан старше 18 лет, проживающих в ДДИ, получают образование с учетом особенностей их психофизического развития, состояния здоровья и индивидуальных возможностей, в соответствии с рекомендациями психолого-медико педагогической комиссии.

В соответствии с Федеральным законом от 29.11.2007 №282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» осуществляется государственное статистическое наблюдение за деятельностью образовательных организаций региона, обеспечивается пообъектный сбор актуальной информации и ее предоставление в установленные сроки федеральному оператору.

В соответствии с Постановлением Губернатора Курской области обеспечивается функционирование региональной информационной системы в сфере образования (РИССО), в том числе с целью оказания государственных услуг в электронном виде: предоставление информации о текущей успеваемости обучающегося, ведение электронного дневника и электронного журнала успеваемости; зачисление в общеобразовательную организацию; зачисление в учреждение среднего профессионального образования.