Министерство
образования
и науки

курской
области
148
+ 36 создано
в 2023 году
центров образования
"Точка роста"

Вопрос-ответ

Вопрос: заработная плата учителя в школе ниже средней заработной платы в области, это правильно?

Ответ: Согласно Указу Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» средняя заработная плата педагогических работников общеобразовательных учреждений должна быть доведена до средней заработной платы в соответствующем регионе. При этом речь идет именно о средней заработной плате. На величину заработной платы педагогических работников влияют различные факторы (объем учебной нагрузки, категория, наличие звания и т. д.). Поэтапный персональный рост для каждого учителя обеспечивается его профессиональными достижениями, использованием инновационных методик, повышением профессионального мастерства и иными критериями, направленными на улучшение качества образования через применяемую в каждом конкретном учреждении систему стимулирования. Выплаты из стимулирующей части заработной платы определяются профессиональными достижениями и устанавливаются на основе рейтинга, формируемого на основе критериев оценки результатов. В качестве источника формирования заработной платы рассматриваются средства фонда оплаты труда, средства, привлекаемые от оказания дополнительных платных образовательных услуг.

Вопрос: Снижение надбавок, какие могут быть причины.

Ответ: В соответствии со статьей 135 Трудового Кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами учреждения. Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников. Таким образом, разъяснения в части установления размеров тех или иных доплат и надбавок, а также причин их отмены, Вам может предоставить только руководитель образовательной организации, в которой Вы работаете. Более того, в случае уменьшения размеров заработной платы руководитель образовательного учреждения обязан предоставить исчерпывающую информацию об основаниях изменения условий оплаты труда. Если ответ по поводу формирования заработной платы своевременно не получен, или Вы считаете, что нарушаются нормы локальных актов (в том числе тех, по которым производится расчет и распределение средств из стимулирующего фонда), то это может быть основанием для обращений педагогов в профсоюзную организацию и в орган государственного общественного управления образовательной организации.

Вопрос: Может ли быть заработная плата младшего персонала в детском саду ниже прожиточного минимума.

Ответ: Частью третьей статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Соотношение между размером заработной платы и величиной прожиточного минимума действующим законодательством Российской Федерации не установлено.

Вопрос: Какова связь заработной платы воспитателей и нормативов финансирования детских садов?

Ответ: Нормативный подушевой принцип применяется при определении объема средств, которые передаются из областного бюджета в бюджеты муниципальных образований Курской области на исполнение полномочий по обеспечению государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, установленных частью 3 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Постановлением Администрации Курской области от 30.09.2013 г. № 685-па «Об утверждении нормативов финансирования расходов на оплату труда работников муниципальных дошкольных образовательных организаций, расходов на приобретение учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг, осуществляемых из местных бюджетов) для определения необходимого для реализации образовательной программы дошкольного образования размера субвенций местным бюджетам» утверждены нормативы финансирования дошкольных образовательных организаций на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования на одного воспитанника (группу воспитанников). Нормативы финансирования учитывают расходы на оплату труда педагогических работников и прочие расходы, непосредственно связанные с реализацией основной общеобразовательной программы дошкольного образования и непосредственной организацией воспитательно-образовательного процесса. В методике расчета норматива финансирования учитывается нормативная потребность в ставках воспитателей (2 ставки на группу общеразвивающей направленности, при условии, что группу посещают не менее 15 человек для воспитанников в возрасте до 3 лет, не менее 20 человек – старше 3 лет, не менее 10 человек для разновозрастных групп). Кроме того, норматив повышается с учетом дополнительной потребности в средствах, необходимых для оплаты труда учебновспомогательного персонала. При определении норматива на оказание услуг дошкольного образования также учитывается возраст воспитанников, наличие специальных (коррекционных) программ, режим работы дошкольной организации и длительность пребывания воспитанников в группах.

Вопрос: Как устанавливается заработная плата педагогических работников дошкольных образовательных организаций?

Ответ: Согласно Указу Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» средняя заработная плата педагогических работников дошкольных образовательных учреждений должна быть доведена до средней заработной платы в сфере общего образования в соответствующем регионе. Средняя заработная плата в сфере общего образования Курской области – это средняя заработная плата всех работников общеобразовательных организаций области (руководителей, педагогических работников, обслуживающего персонала и т.д.). Согласно статье 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата конкретному работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у данного работодателя системой оплаты труда. Система оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливается в соответствии с трудовым законодательством коллективным договором, соглашением, локальными актами, содержащими нормы трудового права. Согласно примерному положению об оплате труда работников детского сада, трудовым договорам, заключенным с работниками названного учреждения, заработная плата состоит из: должностного оклада; выплат компенсационного характера; выплат стимулирующего характера (выплаты за интенсивность, высокие результаты работы, выплаты за качество выполняемых работ устанавливаемых на основании критериев оценки результативности труда, премии) и т.д. Примерные положения об оплате труда работников муниципальных организаций, которыми устанавливаются и размеры должностных окладов работников муниципальных организации дошкольного образования, утверждаются постановлением соответствующего органа местного самоуправления. На основании данного постановления разрабатывается и утверждается положение об оплате труда работников конкретного детского сада с указанием размеров должностных окладов его работников.

Вопрос: Почему для сравнения с оплатой труда по области берется средняя заработная плата в целом, а не сравнивается размер средней заработной платы на 1 ставку.

Ответ: Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» предусмотрено доведение средней заработной платы педагогических работников до средней заработной платы в регионе, либо в случае с педагогическими работниками детских садов до средней в сфере общего образования в соответствующем регионе. При этом, Указом не определено, что средняя заработная плата педагогических работников должна исчисляться на 1 ставку.